Кодекс Чести Клана

Следующие правила описывают понятие Кодекса Чести Клана и Уровне Чести (Honor Levels) в игровых терминах настольного BattleTech.

Вступление

Кодекс Чести Клана или Зеллбриген, также известный как "Правила Ведения Боя", формально не является частью игровых правил BattleTech. Однако игроки могут использовать его, чтобы увеличить ролевой аспект BattleTech, создавая игру более близкую к вселенной BattleTech. Кроме того, описываемые правила ограничивают мощь Кланов, давая Внутренней Сфере возможность сражаться против них. 

Использование Чести Клана ставит юниты Кланов в очень невыгодные условия. Чтобы компенсировать их, в сценариях, где Кланы должны соблюдать Правила Ведения Боя, они должны иметь превосходство в огневой мощи, или воинов, обладающих более высоким мастерством. Такое изменение возмещает ограничения налагаемые Кодексом Чести на тактику Кланов. 

Однако игроки должны знать, что, вообще говоря, трудно точно сбалансировать такие игры, как настольный BattleTech. Использование Кодекса Чести Клана даёт абсолютный, почти не возможный, игровой баланс. Играя, Вы быстро обнаружите, какие из предлагаемых правил больше подходят для Вас и вашего товарища по игре. Поскольку каждый отыгрывает Честь Клана немного по разному, и каждый командующий силами Внутренней Сферы противопоставляет этому стилю свой, не существует двух одинаковых игр.

Поскольку концепция кодекса чести Клана привносит в игру сильную ролевую компоненту (в противоположность точно определённым правилам обычной игры), то самым правильным путём применения зеллбригена в конкретном сценарии остаётся решение игроков. Если игроки захотят использовать эти правила в сценарии, то они должны быть готовы к неожиданным ситуациям не описанным в правилах и к необходимости дописывать правила по ходу сценария. Перед началом игры игроки должны согласиться, что если они не придут к общему согласию в спорной ситуации по вопросу применения кодекса чести Кланов, то они бросают 1D6 для разрешения спорного вопроса и в будущем следуют полученному решению.

Перед началом игры все игроки должны согласиться с использованием в сценарии кодекс чести Кланов.

Уровни Чести

Кодекс чести состоит из четырёх категорий, каждая из них касается различных частей боя: бэтчелл (торги), зеллбриген (дуэль), физические атаки и отступления. 

Поскольку бэтчелл происходит до начала отыгрыша сценария и в нём нет понятия Уровень Чести Клана. Что касается остальных трёх категорий, для них числом от 1 до 4 определяется Уровень Чести Клана. Уровень Чести 1, означает строгое следование Кодексу Чести Клана; Уровни 2, и 3 требуют следования Кодексу Чести Клана только при определённых условиях; и, на конец, Уровень 4 вообще не требует следованию Кодексу Чести Клана. 

Обычно, войска, участвующие в сценарии, следуют конкретному Уровню Чести Клана, т.е. 1, 2, 3 или 4. Однако некоторые сценарии могут включать больше чем один Уровень Чести; например, Уровень Чести 1 относится к физическим нападениям и отступлению, в то время как Уровень Чести 2 применяется к зеллбригену. Каждый Уровень Чести определяется обстоятельствами сценария, и спецификой Клана, отыгрывающего этот сценарий (см. интерпретация понятия Чести в Кланах). 

Кодекс Чести Кланов, в том числе и ограничения на физические атаки, применяется только по отношению к вражескому Меху. Воины Кланов могут спокойно нападать на танки и части небронированной пехоты независимо от Кодекса Чести Клана. Аналогично, небронированная пехота Кланов и их танки не должны следовать Правилам Ведения Боя. Элементалы и ПротоМехи следуют зеллбригену, при этом каждая точка (Элементалов или ПротоМехов) рассматривается как единица, имеющая возможность выбирать себе цель для дуэли.

Бэтчелл (Торги)

Торги проводятся перед начало сценария в котором обе стороны представляют Кланы. Порядок проведения торгов следующий:

  1. Игроки определяют силы защищающейся стороны.
  2. Игроки атакующей стороны, начиная с размера атакующих сил определённых сценарием, приступают к взаимным торгам. Поочерёдно уменьшая заявленные войска, для определения кому из них достанется честь атаковать. 
  3. Игрок заявивший меньшие силы получает право атаковать.
  4. Если никто из игроков атакующей стороны не желает уменьшать первоначальную ставку, то атакующий игрок определяется случайным образом.

По мере того как атакующая сторона уменьшает свою ставку она начинает получать следующие бонусы:

  1. Может добавить +1 к результату броска кубиков при определении навыков пилотов по соответствующей таблице (Random Experience Rating Table) и получает +1 ко всем броскам Инициативы на протяжении всего сценария (прибавляется к другим доступным в сценарии бонусам на Инициативу)
  2. Если атакующая сторона снизила первоначальную заявку в двое или более, то бонусы описанные выше удваиваются.

 

Зеллбриген (Дуэль)

Правила проведения ритуальной дуэли, или зеллбриген, обязывают игроков Клана объявлять цель для каждого из своих Мехов. Типичное объявление звучит примерно так, "Я - воин Сет, из Клана Стальной Гадюки. Я управляю Саммонером, приписанным к Звезде Альфа. Я объявляю ритуал зеллбриген и вызываю пилота Ориона, бортовой номер одиннадцать, на дуэль воинов. И пусть никто не вмешивается в наш священный спор!" 

В ходе поединка, ни один из других воинов Клана не может нападать на любой из участвующих в дуэли Мехов. Если же в бой вмешивается третий участник, участвующий в дуэли воин Клана может нападать на вмешавшегося, при условии, что другой Мех Клана ещё не бросил вызов нарушителю поединка. Поединок оканчивается, когда один из сражающихся уничтожен, выведен из строя или отступает с поля битвы.

Участники дуэли не могут стрелять по кому-то кроме своего оппонента по дуэли, за исключением случая столкновения Клана с превосходящими силами Внутренней Сферы, который описан ниже. [это фраза в оригинале присутствовала только в неявном виде, в рамках примера с Daish и Spider. - HardCore]

Примечание от HardCore: из этого явно следует, что воин Кланов, участвующий или не участвующий в дуэли, не может ни при каких обстоятельствах (если конечно вы не Нефритовый Сокол с Вотана) открывать огонь по боевой единице, вовлечённой в другую дуэль.

  • Уровень Чести 1: воин Клана следует Дуэльному Кодексу, независимо от действий своего противника.
  • Уровень Чести 2: воин Клана следует Кодексу Чести до тех пор, пока игрок Внутренней Сферы не сделает действие, нарушающее Кодекс Чести Клана (будь то вмешательство третьего лица, или единица, вовлечённая в один поединок, стреляет в Мех вовлечённый в другой поединок, и так далее). Если это случается, то уровень чести немедленно падает до 4-го и воины Клана больше не связаны какими-либо ограничениями. Если в течение Фазы Стрельбы Оружием игрок объявляет, что его боевая единица будет стрелять по цели, уже вовлечённую в дуэль, любой игрок Клана, чьё объявление зеллбригена следует за этим заявлением  "постыдного нападения", может атаковать  на эту боевую единицу, не принимая во внимание Кодекс Чести. Только нарушитель правил может быть атакован таким образом.
  • Уровень Чести 3: любое нарушение Кодекса Чести Клана во время дуэли, лишает ритуал зеллбриген законной силы, давая Мехам Кланов возможность до конца боя свободно нападать на любую вражескую единицу без ограничений.
  • Уровень Чести 4: Кодекс не применяется.

Физические атаки

Кланы ненавидят физические атаки Мехов — это неофициальное, но широко распространённое правило, почти закон. Пока этому отвращению не дано никакого объяснения, хотя, некоторые эксперты объясняют его тем, что Николай Керенский поощрял бой на дальних дистанциях.

  • Уровень Чести 1: воин Клана никогда не производит физических атак.
  • Уровень Чести 2: воин Клана может производить физические атаки только, если вражеский юнит сделал это первым. В течение Фазы Физических Атак, если игрок Внутренней Сферы объявляет физическую атаку, любой юнит Клана, чья заявка следует за этой, может свободно атаковать нарушителя Чести Клана в контактном бою.
  • Уровень Чести 3: одна единственная физическая атака Меха Внутренней Сферы позволяет всем воинам Клана производит физические атаки на любые вражеские юниты до конца игры.
  • Уровень Чести 4: запрет на физические атаки не действует.

Отступление

Воины Кланов презирают своих коллег из Внутренней сферы, потому что считают, что в армиях Внутренней Сферы служат бесчестные воины, воюющие на устаревшей технике. Именно поэтому воины Кланов рассматривают отступление от сил Внутренней Сферы почти несмываемым позором. В ситуациях, когда существует выбор отступить или умереть, большинство воинов Кланов предпочитают стоять на смерть.

  • Уровень Чести 1: воин Клана никогда не отступает.
  • Уровень Чести 2: воины Клана могут отступать от Мехов врага, которые "используют передовую технику", но никогда от Мехов, танков или пехоты, использующих технологию 3025 года (Уровень 1).
  • Уровень Чести 3: воины Клана могут отступать от Мехов, оснащённых оборудованием любого года выпуска, но не от пехоты или танков.
  • Уровень Чести 4: воины Клана могут отступать по своему усмотрению. 

Рекомендации к использованию Кодекса Чести

Использование в игре ритуала зеллбриген, требует от игроков некоторой степени сотрудничества. Нечестный игрок Внутренней Сферы может использовать Правила Ведения Боя, чтобы вообще лишить игрока Клана каких бы то ни было целей. Мало того, что это чрезвычайно несправедливо, но это ещё и неверно в терминах вселенной BattleTech (плюс, лишает игрока Клана наслаждения игрой).

Надо отметить, что не следует ожидать от игрока Клана твёрдого следования Правилам Ведения Боя в ситуациях когда это будет выглядеть просто глупо (как в следующем примере).

Вы играете за Кланы в сценарии с Уровнем Чести 1. Вы имеете один Daishi, а у Вашего противника четыре Меха: Banshee, Orion, Atlas и Spider. Паук вызывает на поединок Daishi, на который Daishi соглашается. Тогда Spider начинает использовать своё превосходство в скорости, чтобы скрыться за холмами и густым лесом так, чтобы Daishi никогда не вышел на линию огня с ним. Тем временем, остальные три члена копья начинают атаковать Daishi. Daishi не может принять ответные меры, потому что его игрок обязан твердо придерживаться Чести Клана, которая в этом случае означает, что он может нападать только на Мех, который бросил ему вызов. Он безуспешно пытается преследовать Паука, в то время как "запрещенные" враги уничтожают его Мех.

В этом примере требовать от Daishi, строго следовать Правилам Ведения Боя, означает, что игрок Клана должен сидеть и смотреть, как убивают его Мех. Чтобы дать игрокам некоторую свободу в таких ситуациях, рекомендуется использовать следующие принципы, регламентирующие использование в игре ритуала зелбриген.

Вызов

Одна из наиболее важных частей дуэли - это вызов. Он происходит во время Фазы Стрельбы Оружием, когда объявляются все оружейные атаки. Когда боевая единица Клана объявляет стрельбу по другой боевой единице, которая прежде не была атакована - это и есть самый простой способ вызвать на дуэль, но не единственный. В этот момент игрок Клана должен вслух объявить свой вызов на дуэль. Вызов также можно бросить и только в устной форме, если оружие по каким-то причинам не может быть применено по вызываемому противнику [этой фразы нет в оригинале, но она явно подразумевается когда говорится о "самом простом способе", но явно не единственном. - HardCore]. В этот момент чрезвычайно важной становится Инициатива, т.к. она определяет порядок проведения атак и вызовов.

Если силы Внутренней Сферы численностью превосходят силы Клана, то в этом случае Мехам Клана позволяется бросать вызов одновременно нескольким Мехам Сферы. Все противники такого Меха рассматриваются, как часть одного поединка, и он может стрелять в любого из своих оппонентов. Однако для каждого из Мехов Клана должна быть оставлена по крайней мере одна цель (эта традиция не распространяется на силы Клана, которые не являются Мехами). Фактически, жадный до боевой славы воин Клана может вынудить танки, пехоту или даже Элементалов выйти из боя, просто бросив вызов всем противникам.

Хотя один Мех Клана и может бросать вызов больше чем одному Меху Внутренней Сферы за раз, но при этом остальные свободные Мехи Внутренней Сферы не могут самостоятельно присоединиться к уже проходящей дуэли с Мехом Кланов, даже если Кланы превосходят численностью их силы. Такое действие - прямое нарушение Кодекса Чести Кланов.

Отклонение Вызова на Дуэль

Воин Клана не обязан принимать вызов, брошенный воином Внутренней Сферы, особенно в случае, когда он подозревает, что вызов - просто трюк, использующий ритуал зелбриген дабы достигнуть победы через обман. Общее правило звучит так: Воин Клана может отказаться от вызова, брошенного Мехом Внутренней Сферы, весовой класс которого отличается от весового класса его собственного Меха. 

Также, хотя воины Внутренней Сферы, как ожидается, не воспримут или откажутся от вызовов, силы Внутренней Сферы должны соблюдать Честь Клана, в случае если Уровень Чести равен 2 или 3, иначе они рискуют нарваться на "мясорубку". Мех Внутренней Сферы может законно отклонять вызовы от Мехов Клана другого весового класса (по отношению к нему) и пока есть теоретическая возможно быть вызванным другим Мехом Клана. И, наконец, вызов должен быть принят в случае, если в игре не осталось никаких альтернативных целей. 

Примечание от HardCore: тут "теоретическая возможность" не предполагает, что один из Мехов Клана имеет право вызвать двоих Сфероидов, т.е. последний Мех Клана, оставшийся вне дуэли, может вызвать любого Сфероида и тот не вправе отказаться, не нарушив Кодекса Чести Кланов.

Прекращение Дуэли

В ходе игры, могут возникать ситуации, в которых не возможно продолжать вести поединок, даже если предписано строгое соблюдение Правил Ведения Боя (Уровень Чести 1). В таких случаях должно преобладать мнение игроков; однако, гейммастер может использовать следующую простую систему штрафов, дабы избежать подобных ситуаций. Основой этой система штрафов, является идея, что Мехи, участвующие в дуэли, должны активно бороться друг с другом. Поскольку воины Кланов называют людей без чести дезгра, штрафные очки здесь называются дезгра баллами.

Каждое нарушение правил, перечисленных ниже, приносит нарушителю один дезгра бал, если противник нарушителя не отклоняет штраф (он может это делать в случае, если считает, что действия были тактически правильными). Если Мех, участвующий в дуэли, накапливает 3 дезгра балла, то поединок считается бесчестным, и объявляется недействительным в Конечной Фазе хода, во время которого был заработан третий дезгра балл. Мех не может заработать больше чем 1 дезгра балл за Ход.

  • Если дуэлянт преднамеренно выходит из зоны видимости своего противника — он зарабатывает 1 дезгра балл.
  • Если дуэлянт находится на линии огня, но не стреляет по противнику, — он зарабатывает 1 дезгра балл. (Только в том случае, если возможен, по крайней мере, один выстрел, для которого вражеский юнит находится в фаер-арке и в зоне поражения)
  • Если дуэлянт удаляется на расстояние, с которого оппонента невозможно поразить ни одной из имеющихся систем вооружения — он зарабатывает 1 дезгра балл.
  • Если дуэлянт не зарабатывает ни одного дезгра балла за ход, то в конце этого хода с него снимается один дезгра балл. Это делается только в случае, если число дезгра баллов было больше одного, т.е. если дуэлянт уже имеет дезгра балл, то полностью его убрать до нуля нельзя.
  • Как только юнит накопил 3 дезгра балла, любой юнит Клана может свободно стрелять в него до конца сценария. Это не будет считаться нарушением Дуэльного Кодекса.

Оружие Действующее по Площадям

Характер любой системы вооружения или специальных боеприпасов, которые могут наносить повреждения больше чем одному юниту за ход или для своей работы требуют усилий нескольких юнитов одновременно (например: любая артиллерия, TAG, система C3, ракеты систем Swarm, полу-управляемые LRM, и т.д.), нарушает саму идеологию ритуальной дуэли.

Ни один из воинов Кланов не будет использовать такую систему вооружения или специальные боеприпасы, при сражениях на Уровнях Чести 1, 2 или 3. Только Уровень Чести 4: когда правила Дуэльного Кодекса не применяются, воин Клана может использовать такие системы.

В ситуации, когда юнит Внутренней Сферы делает заявку на нападение, с использованием таких систем, ответ воина Клана зависит от текущего Уровня Чести.

  • Уровень Чести 1: воин Клана придерживается всех правил Дуэльного Кодекса, независимо от типа используемого оружия.
  • Уровень Чести 2: поединок вырождается в FFA с нарушителями — на юниты, которые использовали вышеперечисленные системы вооружения, могут свободно нападать любые юниты Клана.
  • Уровень Чести 3: использование вышеперечисленных систем вооружения, делает ритуал зеллбриген недействительным.

 Интерпретация Понятия Чести в Кланах

Хотя игроки в праве самостоятельно определять Уровни Чести применимые в каждом отдельном сценарии, следующие сведения служат руководством для определения Уровня Чести для каждого Клана по умолчанию.

Во время Вторжения во Внутреннюю Сферу (и последовавшей Войны Отказа) каждый Клан Вторжения и многие домашние Кланы пошли на идеологическое изменение понятия Чести Клана, вызванное  изменением их взгляда на ритуальную дуэль - зеллбриген. В зависимости от временных рамок, в которых протекает сценарий, игроки могут использовать приведённую таблицу для определения того, какой уровень чести будет действовать.

Таблица дает понятие, о том как отдельные Кланы понимают суть Кодекса Чести и зеллбриген.

В таблице приведены два периода времени:

до 3052 - описывает преобладающее в Клане толкование до начала Вторжения на 3049 год 

3052-3069 - взгляды каждого Клана после битвы на Тукайиде в 3052 году.

3070-3075 - толкования Кодкса в период Разорения

после 3075 - взгляды Кланов на Кодекс после периода Разорения

В таблице используется три уровня толкования:

Строгое - воины Клана обычно следуют зеллбригену почти против всех противников, за исключением тех которых они считают бесчестными - бандитов, пиратов, ненавистных заклятых врагов и т.п.

Условное - воины следуют зеллбригену до тех пор, пока смягчающие обстоятельства не позволят его прервать - к примеру: враг имеет численное или огневое преимущество, прекращение зеллбригена позволит избежать не нужных потерь.

Либеральное - зеллбриген используется Кланами при наличии преимущества и только против противника из Кланов

 

Таблица толкования Кодекса Чести

Клан до 3052 3052-3059 3060-3069 3070-3075 после 3075
Дух Крови Строгое Условное Условное Условное Условное
Обрачная Кобра Условное Условное Условное Либеральное Строгое
Койот Строгое Строгое Условное Либеральное Строгое
Алмазная Акула Либеральное Либеральное Либеральное Либеральное Либеральное
Огненный Мандрил Строгое* Условное* Условное* Условное* -
Призрачный Медведь Строгое Либеральное Либеральное Либеральное Либеральное
Гигантский Скорпион Строгое Строгое Строгое Строгое Условное
Адские Лошади Условное Условное Условное Либеральное Условное
Ледяной Хеллион Условное Условное Условное Условное -
Нефритоый Сокол Строгое Условное Условное Условное Строгое
Нова Кот Условное Условное нет данных нет данных нет данных
Снежный Ворон Условное Условное Условное Либеральное Условное
Звёздный Уж Строгое Условное Условное Условное Строгое
Стальная Гадюка Строгое Строгое Строгое Условное -
Волк Либеральное Условное Условное Либеральное Условное
Волк-в-Изгнании - Либеральное нет данных нет данных нет данных
Каменный Лев - - - - Строгое

*Внутренняя раздробленность Клана Огненный Мандрил сильно затрудняет классификацию Клана в целом, каждая Киндраа следует своему собственному толкованию. Поэтому игроки могут использовать общую классификацию или черпать сведения про каждую отдельную Киндраа из различных первоисточников.

 

Изначальный перевод текста из BMR осуществил Unnamed.

Адаптация и дополнение в соответсвии с Total Warfare провёл HardCore.