История компьютерных игр по вселенной Battletech

logo text BATTLETECH

В 1984 году Джордан Вейсман и Росс Бэбкок основали FASA Corporation и придумали Вселенную Battletech (изначально она называлась BattleDroids), которая стала основой для их серии настольных варгеймов. За несколько лет эта вселенная стала очень популярной. По ней написаны много сотен книг и рассказов, а также было создано множество компьютерных игр.

ch rev frontmw nintendo front93baf

Первыми компьютерными играми стали Crescent Hawks и Mechwarrior, обе вышли в 1989 году. Несмотря на свой почтенный возраст самый первый Mechwarrior в некоторых моментах является до сих пор непревзойденным. Кроме самой симуляторной части, в нем была экономическая модель и, что более важно, свой сюжет, причем с нелинейным прохождением. Именно таким, которым сейчас хвастается каждый второй разработчик компьютерных игр, но который так редко встречается.

MechWarrior 2 cover

Несмотря на большую популярность Mechwarrior, следующая компьютерная игра по вселенной Battletech появилась только в 1995 году, хотя в этом перерыве выходили небезызвестные игры для приставок Sega и Super Nintendo (Mechwarrior 3050 с «иконой» серии – мехом Timber Wolf, он же Mad Cat). Итак, в 1995 году выше Mechwarrior 2. Фанаты были в полной мере вознаграждены за свое долгое ожидание. На момент выхода, MW2 имел один из самых совершенных графических движков, с потрясающей моделью повреждений, которую далеко не во всём смогли превзойти следующие игры серии  Battletech. В отличии от первого Mechwarrior, в изначальном MW2 (31st Century Combat) и вышедшем вскоре дополении Ghost Bear Legacy, достаточно жесткая сюжетная линия, и почти никакой экономической составляющей (хотя было бы удивительно, если бы при игре за Кланы была какая-либо экономика, а обе части были именно за Кланы). Ситуацию немного исправила последняя игра серии - Mercenaries. В ней, как и в самом первом Mechwarrior, приходится играть за наемника, с управлением ресурсами, зарабатыванием денег, созданием собственного подразделения и тому подобным. Сюжет там был, не совсем такой, как в самых первых мехах, но не менее интересный и сильно завязанный на эпохе Вторжения Кланов. В игре помимо мехов в боях участвовала и другая техника (в том числе истребители, элементалы и др.)

MechCommander Coverart

Следующей вышедшей игрой по вселенной Battletech стал MechCommander, изданный в 1998 году. Это тактическая стратегия или стратегическая тактика в реальном времени. Хоть она и интересна сама по себе, но она не смогла завоевать очень большой популярности (собственно, тактики всегда были далеко не самым массовым жанром в играх вообще).

mechwarrior 3 pirates moon

Mechwarrior 3 появился почти сразу после MC (в 1999 году). Технологически третья серия игр Mechwarrior - самая совершенная компьютерная игра –симулятор меха вселенной БТ. Графический движок даже смотрится не совсем ужасно (например, когда современные геймеры видят первых или вторых мехов, то многие из них просто смеются). Так же был немного более продуман мехлаб в сравнении с MW2 и изменение конфигурации меха, и далеко не в каждую локацию можно было засунуть что угодно, а так же появились ограничения по типам оружия и по их размерам. В игре хороша была не только графическая составляющая, но и «физика» (хотя это слишком громко сказано): взрывы оставляли воронки, появились водоёмы, в которых можно спрятаться. Обнаружить скрытого под водой и выключенного меха почти невозможно. Так же была возможность заходить и прятаться в здания или туннели. В игре помимо мехов, как и в прошлой игре серии, присутствовали и танки с элементалами. Под ногами меха бегали человечки, которых можно расстреливать и даже топтать ногами. Мощный залп мог сбить противника с ног. Но тем не менее модель повреждений так и не дотянула до MW2. Во-первых, это касается систем охлаждения. Оружие меха выделяет при стрельбе огромное количество энергии. А если к этому еще прибавить ограниченное пространство внутри меха, то становится ясно, насколько актуальна для него проблема перегрева. При большом перегреве срабатывает предохранительная система, которая временно глушит реактор. Ее можно отключить, но слишком большое увлечение этим может кончится взрывом боеприпасов, или еще хуже - взрывом реактора. Так вот - в MW2 при получении повреждений вместе с потерей кусков Меха, оружия, также терялись и охладители. А в MW3 у меха тоже можно отстреливать конечности, оружие, но количество охладителей всегда остается неизменным. Также сокращены внутренние повреждения. Такого как в MW2, где у меха могло заклинить торс, уже не было, правда, движение назад могло перестать работать. Зато мог детонировать боезапас. Также практически невозможно снести у вражеского Меха только одну кабину с пилотом, больше ничего не повредив. Отстрел ноги в MW3 автоматически означает приведение Меха в нерабочее состояние, тогда как в MW2 еще оставалась возможность попрыгать на прыжковых ускорителях или даже пострелять лёжа.

MW3 оказался последней игрой которую сделали при сотрудничестве и поддержке FASA. Всего вышло две части MW3: сюжет изначальной части был за потерявшееся подразделение во время операции Бульдог против Дымчатых Ягуаров, а в дополнении Pirate's Moon можно было играть за пиратов, которые появлялись с противоположной стороны.

mechcommander-2

В начале 2001 года из-за финансовых проблем FASA была вынуждена закрыться. Все права на издание новых настольных игр были проданы WizKids, а что касается компьютерных игр, то права на них купила Microsoft. Под лейблом Microsoft выпущены MechCommander 2, серия Mechwarrior4 и Mechwarrior Assault для X-box.

MechWarrior 4 - Vengeance Coverart

Mechwarrior 4 даже несмотря на более продвинутую графику во многом шаг назад. По сравнению с MW3 вроде бы более новый MW4 потерял: изменяемую местность (больше никаких воронок от оружия), возможность заходить в помещения (несмотря на то, что на базах встречаются открытые ангары для Мехов), водоёмы остались, но спрятаться в них нельзя. Очень упростилась модель повреждений, отстрелить ногу у меха невозможно, ее можно только повредить заставив Меха хромать, боезапас больше не взрывается внутри меха, уничтожить противника проще всего можно взорвав его реактор, остальные варианты скорее редкие исключения. Исчезли элементалы, человечки все еще бегают по базам, но они растеряли все свои полигоны и стали спрайтовыми и топтать их нельзя. Хотя взамен игра дала тоже немало: увеличилась сложность рельефа, стало больше гор, холмов, деревьев, появились настоящие города. Немного увеличилась детализация мехов, уничтоженный мех теперь не просто падает, а взрывается, нанося повреждения окружающим, и появился новый способ уничтожения противника - прыгнув приземлиться ему на голову. Также можно назвать плюсом то, что в MW4 появилось ограничение на размеры и вид оружейных слотов, это отход от настольного канона, но заметное улучшение для игры-симулятора, в которой мехлаб полностью разрешён и проработан как полноценная часть игры. MW4 вышел тоже не одной частью, а в виде ряда аддонов: Vengeance (игра за бывшего воина, вернувшегося домой во время ГВ Федсода и восстанавливающего справедливость), BlackKnight (игра за другую сторону и свою противоположную справедливость) и Mercenaries (аналог MW2 Mercs, игра за наёмников со всеми вытекающими), последний - это заметно более продвинутый аддон по сравнению с предыдущими частями MW4. В дальнейшем вышли 2 патча с паками в несколько мехов (сфероидный пак и клановский пак), а группа самодельщиков из компании Mektek ещё много лет выпускала патчи для Mercenaries с новыми картами, мехами и другими многочисленными улучшениями.

Mechcommander 2 вышел в 2001 году и был почти аналогом первой части, но с более современной графикой, другими мехами и другим сюжетом. Сама игра не особо засветилась на фоне той же MW4, но зато на её базе в последующие годы вышло множество модов, начиная от создания новых мехов, заканчивая целыми кампаниями или даже играми на базе MC2 (небезызвестные Mechcommander Omnitech или кампании от Wolfman-X).

В 2007 году команда мододелов Wandering Samurai Studios объявила о начале создания игры по вселенной БТ и ими была получена лицензия от Microsoft. Изначально игра должна была выйти на движке Quake Wars, но затем был выбран CryEngine2. В конце 2009-начале 2010 года вышли первые открытые версии мода. Разработки и выходы новых патчей продолжались до конца 2012 года, в начале 2013-го было объявлено о сворачивании работ над игрой, хотя доступные для игры серверы остались. В данном моде у игрока впервые появилась возможность управлять сразу различными видами техники, начиная от пехоты и танков, заканчивая мехами и истребителями. Так как был использован графический движок CryEngine, то внешний вид игры был сразу на голову выше предыдущих игр серии. Игра представляла собой смесь из симулятора и шутера и нашла свой контингент игроков, который, правда, и в лучшие времена был не очень большим. Речь идёт о Mechwarrior Living Legends.

MechWarrior-online

В 2009 году канадской компанией Piranha Games были показаны ролики новой игры, которая по идее должна была быть перезапуском серии и выйти без номера (просто Mechwarrior). Изначально разработчики декларировали свой проект как истинного наследника серии MechWarrior конца 90-х годов с осознанием реалий современной индустрии развлечений, что на первоначальном этапе проекта помогло привлечь старую армию фанатов и собрать с них немало средств на развитие проекта. Но в 2011 году произошли изменения и было объявлено, что игра будет онлайновой и в конечном счете был представлен MechWarrior Online (в последствии MechWarrior Online: Solaris 7) - многопользовательский сессионный симулятор боевого Меха с видом от первого лица.

Официальный запуск MechWarrior Online состоялся 17 сентября 2013, но к этому моменту игра ещё явно не тем, чем хотели её все видеть. Не смотря на то, что открытое бета тестирование проводилось ещё с 29 октября 2012 года, в игре было всего несколько Мехов и только один режим игры - Quick Play. Но все игроки верили в потенциал разработчиков и активно покупали платный контент, что предопределили дальнейшее бурное развитие игры - было добавлено множество Мехов, Фракции, новые режимы игры и много прочего. Пожалуй, максимальной точкой развития проекта были 2016-2017 года, когда проводились турниры MechWarrior Online World Championships с крупными денежными призами, что само по себе говорит о популярности и прибыльности игры. К сожалению разработчики не смогли преодолеть две главные проблемы игры - её казуальность и устаревший графический движок, что на мой взгляд и стало причиной медленного затухания проекта начиная с 2018 года. По данным Steam последний пик (2580 игроков) он-лайна был в феврале 2018. Однако до сих пор 2020 год он-лайн в 700 человек позволяет без проблем побегать Quick Play, не смотря на то, что большинство игроков уже ушли из этой когда-то прорывной игры по вселенной BattleTech.

MechWarrior 5: Mercenaries

В 2016 году Piranha Games анонсировали новую игру по вселенной BattleTech под названием MechWarrior 5: Mercenaries, и опять как истинного наследника серии MechWarrior конца 90-х годов. Игра вышла на PC 10 октября 2019 года. MechWarrior 5: Mercenaries – это сюжетная однопользовательская игра действие которой начинается в 3015 году во времена Третьей Войны за Наследие. Игроку предстоит в качестве наёмника оказаться в центре конфликта. Говорить о ней в прошлом пока рано, т.к. пока не все ещё в неё и поиграли.

Точно так же нет смысла описывать здесь Megamek, который вроде как компьютерная игра, но всё-таки ему место в разделе настолки.

Примечание: оригинальная статья 2016 г от Asatur был дополнена данными по MWO:S7 и MW5 в 2020 г.